Георадарное обследование городских дорог имеет ряд отличительных особенностей по сравнению загородными дорогами
Полевые работы, как правило, проводятся в часы минимального транспортного потока
Для позиционирования георадарных данных имеется возможность выполнения работ в режиме RTK, ввиду уверенного покрытия территории городов мобильным интернетом и небольшого удаления от референсных базовых станций
Обработка данных является более трудоемкой, т.к. помимо интерпретации положения границ дорожной одежды и ослабленных зон слоев ее основания, необходимо обнаруживать и учитывать негативное влияние инженерных коммуникаций
Ухудшение условий эксплуатации подземных сооружений, таких как пешеходные переходы, тоннели и т.п., снижение ровности дорожных одежд, образование просадок на проезжей части или тротуарах происходят из-за зимнего перераспределения влаги и последующего перехода температуры воздуха «через 0». Замерзшая вода в грунте расширяется и разрушает конструкцию, потепление приводит к уменьшению объема грунта вследствие оттаивания льда. Таким образом, процессы морозного пучения и усадки ослабляют дорожную конструкцию и образуются просадки. Пустоты в основании происходят в результате суффозии, вымывания частиц грунта и их выноса в т.ч. в коллектор инженерных коммуникаций
Обследование георадаром дорожных конструкций в условиях городских застроек предполагает выявление и анализ всех гидрогеологических условий объекта исследования, поскольку именно перераспределение уровня влажности и физико-механические свойства материалов имеют первоочередное значение для срока эксплуатации дорог
К особенностям обследования городских дорог также можно добавить:
1) дренирующие свойства строительных материалов являются одним из условий прочностных характеристик дорожных конструкций и в условиях городской застройки напрямую влияет на её срок эксплуатации через перераспределение уровня влажности
2) городские дороги имеют крайне неоднородную структуру, основной причиной чего является выполнение работ в различные периоды с применением различных материалов
3) подземные коммуникации усложняют процесс строительства, а при обследовании георадаром – нередко создают существенные помехи радиосигнала
4) задачи георадарного обследования в городских условиях намного разнообразнее, что вызвано именно большим количеством подземных коммуникаций, инженерных сооружений, различных объектов подземного хозяйства
В апреле 2022 года при поддержке Акселератора РОСДОРНИИ мы приняли участие в пилотном проекте в городе Санкт-Петербург
Цель пилотного проекта – выявление причин образования просадок на дорожных покрытиях и оценка влияния коммунальных инженерных сетей на разрушение дорожных конструкций
Выполнено обследование георадарами ОКО-2 (ГК «Логис-Геотех») и ГРТ (георадиотомографом, «Терразонд») по общей протяженности дорожного полотна около 24 км. При этом, с учетом данных многоканального ГРТ, георадарных профилей получили протяженностью почти 150 км
Ниже представлены фрагменты радарограмм, полученные георадаром ОКО-2
Данные ГРТ имеют более сложную процедуру обработки, но проект многоканальных данных дает больше информации для анализа и возможностей для работы в ПО GeoReader. Радарограмма представлена ниже
В данный момент выполняется обработка радарограмм и одновременно создается новая методика обработки результатов георадарного обследования, которая позволит оперативно оценить состояние оснований дорожных одежд, обнаружить области разуплотнения и переувлажнения
В ходе обработки уже на начальном этапе с применением алгоритмов атрибутного анализа удалось получить интересный результат по определению мест разуплотнений/переувлажнений на радарограмме
Ввиду сложности проведения комплексных георадарных обследований с применением разрушающих методов, в рамках данной работы использована технология неразрушающего контроля дорожных одежд (свойств грунтов основания) методом ударного нагружения
О результатах проделанной работы мы расскажем позже, следите за новостями в социальных сетях (ссылки есть внизу страницы)