Задачи георадарного обследования автомобильных дорог и аэродромов

Георадары применяются при обследовании автомобильных дорог и аэропортовой транспортной инфраструктуры (взлетно-посадочные полосы (ВПП), рулежные дорожки, перроны) с целью получения непрерывной информации о состоянии и строении дорожных конструкций

Чаще всего для определения толщины и свойств материалов слоев используются разрушающие методы. Однако такие подходы обеспечивают возможность получения данных локального характера, что создает условия для формирования слепых зон при выполнении обследования

Метод георадиолокации не заменяет разрушающие методы, но позволяет получить дополнительные данные в межскважинном пространстве, например, обнаружить локальные отклонения толщины слоев дорожной конструкции или ослабленные зоны

Ниже приведен перечень типовых задач, которые можно решить с помощью георадара при обследовании объектов транспортной инфраструктуры

Вид работ Задача
Проектирование Строительство Эксплуатация
Определение толщины слоев • Выполнение расчётов модуля упругости существующих дорожных одежд для проектирования усиления
• Расчет равнопрочной конструкции при уширении земляного полотна
• Обоснование объемов и мест проходки выработок/отбора проб для выполнения приемочного контроля
• Оценка соответствия толщины слоев дорожной одежды проектным параметрам
• Контроль объемов выполненных работ для заполнения форм КС-2 и КС-6
• Оценка прочности существующих дорожных одежд для назначения вида ремонта
• Определение глубины фрезерования существующего покрытия
• Поиск признаков ослабленных зон основания дорожных одежд по локальным просадкам асфальтобетона
Определение аномалий на георадарных профилях • Выявление областей распространения ослабленных зон в основании дорожных одежд (разуплотнение, переувлажнение, пустота)
• Выявление неблагоприятных техногенных или природных процессов и явлений (карст, суффозия, подтопление, морозное пучение и др.)
• Оценка прочности грунтов естественного основания (выявление органических, засоленных грунтов, трещиноватых горных пород и др.)
• Оценка устойчивости земляного полотна (определение УГВ, линз текуче пластичного грунта и др.)
• Прогнозирование размеров оползневых деформаций (оценка признаков развития бровок срыва и поверхностей скольжения на откосах земляного полотна)
• Оценка изменения конструкции дорожной одежды в продольном и поперечном направлении
• Обоснование объемов и мест проходки выработок/отбора проб для выполнения приемочного контроля
• Оценка соответствия однородности свойств материалов слоев дорожных одежд и грунтов земляного полотна
• Определение причин разрушения дорожного покрытия и деформации земляного полотна
• Оценка изменения конструкции дорожной одежды в продольном направлении для планирования детальных обследований
• Обоснование мероприятий защиты сооружения на проблемных участках для обеспечения безопасной эксплуатации
Обнаружение характерных отражений на георадарных профилях • Картирование инженерных коммуникаций и иных погребенных сооружений
• Определение местоположения бетонных и железобетонных плит под асфальтобетоном
• Определение армирования железобетонных конструкций
• Контроль качества армирования железобетонных конструкций
• Контроль качества монолитного бетона и цементирования свай
• Определение схем армирования бетонных конструкций и местоположения преднапряженной арматуры
• Оценка корродирования арматуры в железобетонных конструкциях
• Уточнение местоположения инженерных коммуникаций

.

Съемка может выполняться как в пешем режиме, так и с помощью транспортного средства:

Георадарное обследование дорог Радарограмма дорожной конструкции

Обследование дорог георадаром ОКО-3

Исторически сложившаяся система пикетажа российских дорог сегодня во время скоростного георадарного сканирования уже не может обеспечить необходимую точность при фиксации и дальнейшей локализации участка, имеющего те или иные отклонения. Особую значимость при выполнении георадарного обследования приобретают системы спутникового позиционирования. В том числе, для решения задач повышенного уровня ответственности применяют спутниковые приемники геодезического класса, работающие в дифференциальном режиме RTK (Real-Time Kinematic) или с расчетом траектории в постобработке, получая поправки от базовых станций

Точная геопривязка георадарных данных – важнейший аспект объективного решения вышеуказанных задач с возможностью оперативного контроля правильности интерпретации георадарных данных