Р. А. Еремин, кандидат технических наук, заместитель начальника управления методов проектирования автомобильных дорог ФАУ «РОСДОРНИИ», г. Москва, Российская Федерация
А. М. Кулижников, доктор технических наук, профессор, начальник управления методов проектирования автомобильных дорог ФАУ «РОСДОРНИИ», г. Москва, Российская Федерация
Н. Г. Пудова, инженер ФАУ «РОСДОРНИИ», г. Москва, Российская Федерация
Ф. А. Гришин, инженер ФАУ «РОСДОРНИИ», г. Москва, Российская Федерация
Д. Р. Галимов, инженер ФАУ «РОСДОРНИИ», г. Москва, Российская Федерация
В Российской Федерации с 1 января 2021 года подготовка проектной документации в отношении объектов транспортной инфраструктуры, в том числе автомобильных дорог, реконструкция которых финансируется за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, осуществляется с использованием технологии информационного моделирования
Требования к правилам формирования и ведения информационных моделей установлены постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020 года № 1431. Таким образом, строительная отрасль, и в частности дорожное хозяйство, активно переходит к стадии промышленного применения технологий информационного моделирования
В статье содержатся результаты научных исследований в области применения технологий георадиолокационных обследований и мобильного лазерного сканирования для информационного моделирования дорожных одежд автомобильных дорог. Рассмотрен имеющийся в России и за рубежом опыт трехмерного моделирования дорожных одежд. Описаны основные положения методики создания, атрибутивного наполнения, а также сформулированы предложения по практическому использованию информационных моделей дорожных одежд
Отмечена актуальность задач по сохранности дорожных конструкций; предложена реализация массового подхода к информационному моделированию дорожных одежд, одним из этапов которой является разработка отраслевого национального нормативно-технического документа
Ключевые слова: автомобильная дорога, информационное моделирование, георадиолокация, мобильное лазерное сканирование, дорожная одежда, облако точек, трехмерная модель, ослабленная зона
В соответствии с распоряжением Минтранса России от 17.09.2020 № АК-177-р «О подготовке проектной документации с использованием технологии информационного моделирования» установлено, что с 1 января 2021 года подготовка проектной документации в отношении объектов транспортной инфраструктуры, в том числе автомобильных дорог, объектов инфраструктуры железнодорожного, воздушного, морского (включая морские порты), внутреннего водного транспорта, а также пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, строительство, реконструкция которых финансируется за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, осуществляется с использованием технологии информационного моделирования
Требования к правилам формирования и ведения информационных моделей установлены постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. № 1431 «Об утверждении Правил формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства, состава сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель объекта капитального строительства и представляемых в форме электронных документов, и требований к форматам указанных электронных документов, а также о внесении изменения в пункт 6 Положения о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства»
Таким образом, строительная отрасль, и в частности дорожное хозяйство, активно переходит к стадии промышленного применения технологий информационного моделирования
В отношении автомобильных дорог введены в действие новые предстандарты:
- ПНСТ 505-2022 «Дороги автомобильные общего пользования. Правила описания компонентов информационного моделирования» [1];
- ПНСТ 506-2022 «Дороги автомобильные общего пользования. Правила формирования и применения информационных моделей на различных стадиях жизненного цикла» [2]
ПНСТ 506 [2] в том числе устанавливает правила по формированию модели инженерных изысканий, а ПНСТ 505 [1] – правила цифрового представления элементов автомобильной дороги. Объектами цифрового представления модели рельефа, геологического и геотехнического исследования автомобильной дороги являются точечные и полигональные объекты, структурные линии (в том числе ЗD), поверхности и ЗD-тела
Для создания модели рельефа и геологического строения могут применяться разные методы: традиционные (инженерно-геодезические съемки с помощью тахеометров и ГНСС-оборудования, инженерно-геологические разрушающие работы) и прогрессивные (навигационные спутниковые системы, аэрофотосъемка, лазерное сканирование, георадиолокационные исследования совместно с разрушающими методами, электротомография и т. д.)
Преимущества прогрессивных методов заключаются в получении более детализированного массива данных, позволяющего повысить полноту и достоверность результатов инженерных изысканий, а также производительность работ
Совмещение результатов лазерного сканирования и георадарной съемки начало практиковаться в мире довольно давно [3]–[5], а возможности интеграции таких моделей неоднократно предлагались в нашей стране в последние 5 лет [6], [7]
Одно из наиболее свежих исследований примечательно тем, что выполнено в период наивысшего уровня зрелости технологии информационного моделирования в строительстве автомобильных дорог [8] и развития IT-отрасли, но принципы моделирования базируются на фундаментальных исследованиях начала 2000-х годов
В 2022 г. авторами Fabrizio D’Amico, Alessandro Di Benedetto и др. из управления инжиниринга Римского университета (Università degli studi Roma Tre) и управления гражданской инженерии Университета Салерно (Università degli Studi di Salerno) опубликована статья [8], которая содержит описание опыта создания трехмерных моделей дорожных одежд по данным лазерного сканирования и георадарной съемки. Схема создания трехмерной модели итальянскими исследователями показана на рисунке 1
Рисунок 1 – Схема создания трехмерной модели дорожной одежды
В контексте подходов, применяемых при информационном моделировании, авторы предлагают с помощью подобных моделей описывать начальное состояние дорожной одежды автомобильной дороги после устройства, а затем в процессе жизненного цикла объекта актуализировать цифровую модель посредством периодических повторяющихся мониторинговых обследований [8]. Авторы неоднократно делают акцент на возможности использования цифровых моделей дорожных одежд для управления их состоянием и назначения необходимых ремонтно-восстановительных мероприятий. В частности, в описанном исследовании [8] определялись места скопления воды в слоях дорожной конструкции и необеспеченного водоотвода. В качестве примера можно привести рисунок 2, на котором изображена геометрия слоев дорожной конструкции в поперечном сечении
Рисунок 2 – Геометрия слоев дорожной конструкции в поперечном сечении
Из рисунка 2 видно, что имеются места в форме лотков (обозначены прямоугольными объектами), в которых и будет скапливаться вода в случае нарушения дренирующих свойств слоя, что рано или поздно приведет к разрушению дорожного покрытия.
Сбор пространственных данных вдоль всей протяженности и ширины дорожной одежды дает возможность моделировать ее строение и состояние, а также присваивать различные атрибуты смоделированным слоям, например, материалу, из которого они устроены
Путем анализа геометрии поверхностей раздела слоев дорожной конструкции можно определить участки слоев основания, подверженные водонасыщению (рис. 3) [8]
Рисунок 3 – Участки слоев основания, подверженные водонасыщению
На рисунке 4 представлен пример визуализации трехмерной модели дорожной одежды [7], построенной таким же способом, который описали итальянские исследователи [8], однако несколькими годами ранее
Рисунок 4 – Трехмерное представление поверхностей раздела слоев дорожной одежды, совмещенное с облаком точек лазерного сканирования
Аналогично итальянскому в отечественном исследовании 2019 г. [7] представлен опыт информационного моделирования дорожной одежды, включающий построение трехмерных моделей поверхностей раздела конструктивных слоев, поиск областей проседания отражающих горизонтов в слоях основания и атрибутивное наполнение информационной модели. При этом перечень атрибутов предлагался более внушительный
В частности, атрибуты подразделялись на 3 блока:
• атрибуты границ (слоев)
• атрибуты точечных объектов (ослабленные зоны, стержни армирования, инженерные коммуникации и трубы)
• атрибуты выработок (керны, шурфы, скважины)
Все указанные атрибуты в большей степени можно было отнести к геофизической информации, в частности:
- имя файла георадарного профиля
- наименование слоя (материал слоя) или локального объекта
- свойства слоя (диэлектрическая проницаемость и/или скорость прохождения сигнала)
- номера, километраж и пикетаж георадиолокационных трасс, а также время и дату их фиксации
Стоит отметить, что все вышеописанные модели дорожных одежд были построены путем получения информации о подповерхностной среде с помощью одноканальных георадиолокационных систем, когда пространственная картина формируется за счет дублирования большого количества параллельных проездов по автомобильной дороге. Внешний вид передвижных комплексов, которыми выполнялся сбор данных представлен на рисунке 5
а) б)
Рисунок 5 – Внешний вид передвижных комплексов: а – итальянский комплекс (георадар и ГНСС); б – отечественный комплекс (георадар, ГНСС и МЛС)
Исходя из фотографии итальянского комплекса (рис. 5), представленной в [8], можно сделать вывод, что сбор георадарных данных и сбор данных лазерного сканирования выполнялись раздельно, в то время как отечественный опыт показывает возможности интеграции указанного оборудования на единой автомобильной платформе
Для получения пространственной картины по результатам георадарного обследования потребуется не менее трех проездов по двум полосам движения, при этом детальность модели подповерхностной среды будет весьма посредственная в поперечном сечении. Для создания цифровой модели рельефа по облаку точек лазерного сканирования зачастую достаточно одного проезда по двум смежным полосам автомобильной дороги. Очевидно, что система мобильного лазерного сканирования в данной ситуации имеет гораздо более высокую производительность работ, нежели георадар
С целью преодоления указанной проблемы по заказу ФАУ «РОСДОРНИИ» был разработан новый тип передвижной дорожной лаборатории, оснащенной 6-канальной георадиолокационной системой и системой мобильного лазерного сканирования (рис. 6)
Рисунок 6 – Новый тип передвижной дорожной лаборатории ФАУ «РОСДОРНИИ»
Новое оборудование позволяет георадару конкурировать с мобильной сканирующей системой в детальности моделей подземной среды, при этом повышает производительность георадиолокационной съемки в несколько раз
С целью методического обеспечения нового типа передвижной дорожной лаборатории в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в 2020 г. была разработана методика создания трехмерных моделей по данным лазерного сканирования и георадарной съемки с применением отечественных программных продуктов и программных продуктов, разрабатываемых в странах-участницах ЕАЭС
Методика сбора данных предусматривала проезды георадара по каждой полосе движения в прямом и обратном направлении автомобильной дороги, в то время как облако точек было записано путем проезда только по центральным полосам движения в каждом направлении автомобильной дороги. Запись данных предусматривалась совместно обоими методами
Методика предусматривала использование программного продукта «КРЕДО 3D СКАН» (рис. 7) для работы с облаком точек лазерного сканирования, в частности, для создания цифровой модели рельефа (ЦМР), проецирования высотных отметок поверхности дорожного покрытия по данным георадарного профиля на рельеф проезжей части, а также экспорта высотных отметок проезжей части в среду обработки георадарных данных
Рисунок 7 – Проецирование высотных отметок поверхности дорожного покрытия по данным георадарного профиля на рельеф проезжей части
Отечественное программное обеспечение GeoScan32 применялось для сбора, геопривязки и разделения по каналам полученных георадарных профилей
Отечественное программное обеспечение GeoReader [9], в котором осуществлялось моделирование поверхностей раздела слоев дорожной одежды, позволило выполнить топографическую коррекцию георадарных профилей в плане и по высоте с учетом траектории движения съемочного комплекса, оснащенного системой мобильного лазерного сканирования и георадаром. Высотные отметки поверхности дорожного покрытия на георадарном профиле были импортированы из программы «КРЕДО 3D СКАН». Далее непосредственно при интерпретации границ слоев (рис. 8) их высотные отметки рассчитывались относительно поверхности дорожного покрытия по цифровой модели рельефа
Рисунок 8 – Интерпретация границ слоев дорожной одежды на георадарном профиле
Путем интерполяции информации между соседними параллельными проездами георадара были построены трехмерные поверхности границ раздела слоев дорожной одежды и экспортированы в формате LandXML
Точно таким же образом выполняется пространственная идентификация ослабленных зон в слоях основания дорожных одежд и грунтов земляного полотна. Местоположение ослабленных зон может быть смоделировано как трехмерными телами в пространстве, так и точечными объектами на карте. В последнем случае они экспонируются в виде таблиц, например, в формате CSV
В качестве демонстрации возможностей трехмерного моделирования дорожных конструкций был выполнен комплекс камеральных работ в соответствии с вышеописанной методикой с использованием в качестве исходных данных облака точек лазерного сканирования и георадарных профилей (рис. 7), полученных с помощью нового типа передвижной дорожной лаборатории ФАУ «РОСДОРНИИ» (рис. 5). Данные были записаны на участке двухполосной автомобильной дороги
Применяемые, как правило, параметры сбора данных различным оборудованием приведены в таблице 1
Таблица 1 – Параметры сбора данных различным оборудованием
Наименование параметра | Мобильный лазерный сканер | Георадар |
Система координат | ГСК 2011, WGS 84 | |
Частота сканирования, МГц | 0,0001–0,00025 | 500–3000 |
Ширина полосы съемки, м | 100–300 | 0,8–2,7 |
Максимальная глубина сканирования, м | – | 0,5–5 |
Шаг сканирования вдоль трассы, м | 0,05–0,1 | 0,02–0,3 |
Шаг сканирования в поперечном профиле, м | 0,02–0,1 | 0,07–1 |
Скорость сбора данных, км/ч | 40–80 |
.
Внешний вид созданной трехмерной модели дорожной одежды, совмещенной с облаком точек лазерного сканирования, представлен на рисунке 9
Рисунок 9 – Внешний вид созданной трехмерной модели дорожной одежды
На рисунке показан фрагмент автомобильной дороги в виде облака точек, в котором часть данных заменена информацией о подповерхностном строении автомобильной дороги в виде модели слоев дорожной одежды: асфальтобетон, несущий слой основания, дополнительный слой основания
Изображение модели слоев дорожной одежды в продольном профиле представлено на рисунке 10. Из рисунка видно, что толщина слоев дорожной одежды в продольном профиле меняется
Рисунок 10 – Модель слоев дорожной одежды в продольном профиле
При этом, как и в случае любой другой цифровой модели, имеется возможность выполнения обмерных работ, а именно определения толщины слоев в определенном сечении, площади и объема уложенного материала и т. п.
Одно из поперечных сечений конструкции дорожной одежды, совмещенных с облаком точек и нанесенными размерами толщины слоев представлено на рисунке 11
Рисунок 11 – Поперечный профиль модели дорожной одежды
Из рисунка видно, что толщина слоев в поперечном сечении меняется, и благодаря серии параллельных продольных проездов георадаром имеется возможность наглядно визуализировать указанные изменения. С помощью выносок указаны размеры, демонстрирующие количественную оценку мощности слоев в конкретном месте
Для задач информационного моделирования перспективным видится представление трехмерных моделей дорожных одежд в форме 3D-тел (рис. 12) в соответствии с ПНСТ 505 [1], насыщенных атрибутивной информацией. Атрибутами слоев дорожной конструкции могут быть как геофизическая, так и инжиниринговая информация. И если первая ранее уже была перечислена в настоящей публикации, то к последней могут быть отнесены данные, упоминаемые в действующей отраслевой нормативно-технической базе [10]–[13] и др.
Рисунок 12 – Трехмерные модели дорожных одежд в форме 3D-тел
Пример прикладного применения трехмерной модели дорожной конструкции представлен на рисунке 13. В соответствии со шкалой (легенда в верхней правой части рисунка) глубина заложения подошвы слоя из щебеночной смеси в основании дорожной одежды меняется от 0,6 до 0,8 м. Просадки слоев дорожной одежды являются первым признаком ослабления грунтов основания дорожной конструкции, а также указывают местоположение областей водосбора в случае, если слой устроен на водоупорных грунтах
Рисунок 13 – Определение мест проседания дорожной конструкции (красным маркером выделено место проседания слоя дорожной одежды)
В соответствии с действующими нормативно-техническими документами, область применения георадаров в дорожном хозяйстве довольно широка, а конкретные задачи сведены в таблице 2
Таблица 2 – Область применения георадаров
Стадия изысканий | Стадия строительства | Стадия эксплуатации |
Выделение литологических границ различных слоев [14] | Определение толщин слоев, прочности и необходимости ремонтов дорожной конструкции [14]–[18] | |
Определение уровня грунтовых вод [15], [19] | ||
Выявление неоднородностей геологического строения. Оконтуривание и детализация участков, отличающихся ИГУ. Выявление просадочных и закарстованных участков. Обнаружение и оконтуривание ослабленных зон. Обнаружение и оконтуривание таликов, перелетков и мерзлых пород среди талых, отдельных ледяных тел и зон повышенной льдистости [14]. Определение рельефа кровли скальных и мерзлых грунтов, мощность нескальных и талых перекрывающихся грунтов [18] |
Определение изменений плотности и влажности грунтов в слоях основания дорожных одежд и грунтах земляного полотна [14]. Определение состояния грунтов земляного полотна и подстилающего основания автомобильной дороги [17] |
Обследование существующих конструкций дорожных одежд и земляного полотна с целью определения зон повышенной влажности и разуплотнения [14]. Определение состояния грунтов земляного полота и подстилающего основания автомобильной дороги [17]. Определение границ карстовых полостей и подземных выработок в земляном полотне и прилегающей полосе отвода автомобильной дороги. Определение границ межмерзлотных вод и таликов в земляном полотне и прилегающей полосе отвода автомобильной дороги. Мониторинг оползневых и карстовых процессов в земляном полотне и прилегающей полосе отвода автомобильной дороги. Определение ослабленных зон в грунтах естественного основания в полосе отвода автомобильной дороги, оценка их современной активности [18] |
Оценка потребности в выполнении буровых работ, их объемах и определение мест бурения на основании выявленных предполагаемых мест несоответствий. Повышение объективности принимаемого решения о соответствии толщины слоев дорожной одежды и однородности свойств материалов и грунтов земляного полотна проектным данным за счет получения полной, непрерывной и более детальной информации о дорожной конструкции. Повышение долговечности дорожных конструкций за счет обоснования снижения объемов работ по проходке контрольных выработок разрушающими методами [19] | ||
Определение непрерывной геофизической информации по толщине льда и глубине водного потока как в продольном, так и в поперечном направлении к оси ледовой переправы. Определение толщины естественного, намороженного и снегового льда по всей длине ледовой переправы [20], [21] |
.
На основании анализа таблицы 2 можно отметить, что при информационном моделировании дорожных одежд по результатам георадарного обследования можно использовать модель для определения состава дорожной конструкции, оценки ее соответствия проектным параметрам, обнаружения имеющихся ослабленных зон, определения необходимости ремонта или замены конструктивных слоев
Формирование информационной модели предлагается осуществлять преимущественно в период строительства или реконструкции дорожной одежды, в отдельных случаях на объектах повышенной значимости – во время капитальных ремонтов. Работы по актуализации моделей дорожных одежд могут предусматривать два последовательных этапа: предварительный и детальный анализ
В рамках предварительного анализа осуществляется плановая актуализация информационной модели дорожных одежд с учетом ранее полученной информации: первичная информационная модель или модель предшествующего этапа, а также результаты работ, выполненных ранее разрушающими методами. При детальных обследованиях совместно с георадарной съемкой и лазерным сканированием выполняются дополнительные исследования: динамическое нагружение и контрольное бурение
С технической точки зрения имеются ограничения технологии, связанные с отсутствием информации о дорожной конструкции близ кромок и под обочинами автомобильных дорог при выполнении продольных проездов георадара по полосам движения
Вместе с тем указанные элементы в меньшей степени подвержены нагрузкам от проезжающего транспорта
Основным же ограничением, сдерживающим развитие технологии информационного моделирования эксплуатируемых дорожных конструкций, является довольно высокая себестоимость оборудования и работ по созданию моделей. По этой причине, чтобы достигнуть значимого экономического эффекта при эксплуатации дорожных одежд, работы по их информационному моделированию должны носить массовый характер. Например, предлагается начать такую работу по оцифровке дорожных одежд на опорной дорожной сети Российской Федерации
Поскольку дорожные одежды являются наиболее дорогостоящим и подверженным деградации от нагрузки элементом автомобильной дороги, плановый мониторинг изменения состояния их конструктивных слоев, своевременные мероприятия по ограничению движения и адресным обоснованным восстановительным мероприятиям позволят повысить сохранность конструкций и соблюдение нормативных межремонтных сроков
В настоящее время в России и за рубежом получили достаточное развитие технологии георадарного и лазерного сканирования автомобильных дорог для задач информационного моделирования дорожных одежд
Информационные модели дорожных одежд могут использоваться для обнаружения предпосылок к образованию дефектов дорожного покрытия с целью превентивных работ по обеспечению их сохранности, контроля объемов выполненных дорожно-строительных работ, а также обоснования проектных решений
Информационные модели дорожных одежд рекомендуется создавать в момент их строительства или реконструкции и актуализировать на протяжении всего жизненного цикла объекта. В момент формирования информационная модель должна содержать как параметры геометрии конструктивных слоев (трехмерная цифровая модель), так и их основные свойства (атрибуты). На последующих этапах целесообразно отслеживать и актуализировать изменение этих характеристик
Целесообразно разделять фронт работ по актуализации информационных моделей дорожных одежд на 2 этапа: предварительный и детальный анализ. В рамках первого этапа должно выполняться сравнение версий данных за предшествующий и текущий период. На участках существенного изменения параметров данных необходимо выполнять детальные исследования, в том числе с применением дополнительных методов: динамического нагружения и разрушающих исследований
Задачи, которые должны решаться с помощью информационных моделей дорожных одежд, – это определение их структуры и состояния в межскважинном пространстве; выявление различного рода ослабленных зон и неоднородностей свойств как в слоях дорожной одежды, так и в грунтах рабочего слоя земляного полотна; а также контроль соответствия толщины слоев дорожной одежды проектным решениям
Ввиду высокой стоимости дорожных одежд и актуальности задач по их сохранности, предлагается реализация поэтапного подхода к информационному моделированию дорожных одежд, при этом начать целесообразно с опорной дорожной сети Российской Федерации. Одним из этапов указанной работы видится разработка отраслевого национального нормативно-технического документа – ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные одежды. Правила создания цифровой модели поверхности покрытия и внутреннего строения»
1. Дороги автомобильные общего пользования. Правила описания компонентов информационного моделирования : ПНСТ 505-2022 / ФАУ «РОСДОРНИИ». – М., 2022. – 32 с.
2. Дороги автомобильные общего пользования. Правила формирования и применения информационных моделей на различных стадиях жизненного цикла : ПНСТ 506-2022 / ФАУ «РОСДОРНИИ». – М., 2022. – 32 с.
3. Saarenketo, T. Road evaluation with ground penetrating radar / Т. Saarenketo, Т. Scullion // Journal of Applied Geophysics. – 2000. – Vol. 43, № 2–4. – P. 119–138.
4. Varin, P. Interview 17.04.2013 (interviewer A. Sediqi) // Senior consultant. – 2013. Transcribed. City of Tampere. Roadscanners office.
5. Varin, P. Road widening guidlines : а ROADEX IV report for Task D2 «Widening of Roads» / P. Varin, T. Saarenketo. – 2012.
6. Еремин, Р. А. Технология геопространственного моделирования георадарных данных / Р. А. Еремин, Ю. А. Сухобок, Н. Ю. Рассадкин // Дороги и мосты. – 2018. – № 38 (1). – С. 144–167.
7. Experience of Information Modeling of Gpr Survey Results / R. A. Eremin [et al.] / European Association of Geoscientists & Engineers // Conference Proceedings «Engineering and Mining Geophysics 2019» ; 15th Conference and Exhibition, April 2019. – Vol. 2019. – P. 1–9.
8. Integrating Non-Destructive Surveys into a Preliminary BIM-Oriented Digital Model for Possible Future Application in Road Pavements Management / Fabrizio D’Amico [et al.] // Infrastructures 2022, 7, 10.
9. Сухобок, Ю. А. Программный комплекс для информационного моделирования георадарных данных GeoReader / Ю. А. Сухобок, М. С. Курбатов // САПР и ГИС автомобильных дорог. – 2019. – № 2 (13). – 2019. – С. 26–31.
10. Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Общие требования : ГОСТ Р 59120-2021 / ФАУ «РОСДОРНИИ». – М., 2021. – 21 с.
11. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия : ГОСТ 25607-2009 / ОАО «СоюздорНИИ». – М., 2018. – 11 с.
12. Песок для строительных работ. Технические условия : ГОСТ 8736-2014 / ФГУП «ВНИПИИстромсырье». – М., 2015. – 10 с.
13. Дороги автомобильные общего пользования. Классификация типов местности и грунтов : ГОСТ 33063-2014 / ФГБУ «РОСДОРНИИ». – М., 2016. – 54 с.
14. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению инженерно-геологических изысканий : ГОСТ 32868-2014 / ФГУП «РОСДОРНИИ». – М., 2015. – 62 с.
15. Дороги автомобильные общего пользования. Нежесткие дорожные одежды. Методики оценки прочности : ГОСТ Р 59918-2021 / ООО «Доринжсервис». – М., 2022. – 54 с.
16. Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Методы измерения толщины слоев дорожной одежды : ГОСТ Р 58349-2019 / ФАУ «РОСДОРНИИ». – М., 2019. – 19 с.
17. Методические рекомендации по применению георадаров при обследовании дорожных конструкций / Министерство транспорта Российской Федерации, Государственная служба дорожного хозяйства Российской Федерации (РОСАВТОДОР). – М., 2003. – 37 с.
18. Методические рекомендации на проведение изыскательских работ при капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог : ОДМ 218.2.037-2013 / ФГУП «РОСДОРНИИ».– М., 2015. – 99 с.
19. Рекомендации по контролю качества выполнения дорожно-строительных работ методом георадиолокации : ОДМ 218.3.075-2016 / ФАУ «РОСДОРНИИ». – М., 2016. – 76 с.
20. Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания : ГОСТ Р 58948-2020 / ФАУ «РОСДОРНИИ». – М., 2020. – 53 с.
21. Методические рекомендации по оценке грузоподъемности ледовых переправ : ОДМ 218.4.030-2016 / ФАУ «РОСДОРНИИ». – М., 2017. – 43 с.
Статья поступила в редакцию 09.09.2022.
Автомобильные дороги и мосты | № 2 (30), 2022 | Проектирование, строительство, реконструкция, ремонт и содержание